Геометрия рамы велосипеда

Site homeRegister nowLog in Команда Вкатим
  Статьи, отчеты Рады видеть Гость | RSS



Последнее на форуме
  • 4-я Субботняя встреча (19.03.2015 01:01)
  • Субботняя встреча путешественников 21 февраля (19.02.2015 12:00)
  • Приглашение на Субботнюю встречу путешественников (04.02.2015 12:04)
  • Помогите подобрать велосипед (14.12.2015 17:44)
  • Карты 1:25000, 1:50000 (28.01.2015 09:23)
  • Приглашаем на закрытие велосезона 2013 - бревет - 200 км (19.09.2013 17:57)

  • Последние отчеты
  • Прогулки по лесу или дорогой до Вазерского лесничества
  • Тысяча вёрст вокруг Онеги (Сказ третий)
  • Тысяча вёрст вокруг Онеги (Сказ второй)
  • Тысяча вёрст вокруг Онеги (Сказ первый)
  • Поездка на Камское Устье
  • Абхазия октябрь 2011
  • Вокруг Онежского озера
  • Самарская Лука 2011
  • Вокруг Онежского озера маршрут
  • ПВД Лунино - Пазелки - Пенза (25-26 июня 2011 г.)
  • 20-21 ноября. Семиключье
  • Встреча рассвета
  • Каталог поездок 2010
  • Каталог поездок 2011
  • ПВД с Велосипедами или Иванырсенский SPA-курорт
  • Новогодние каникулы 2011 на КМВ

  • Последние статьи
  • Рюкзак на велосипед
  • Ремонт велосипедов в Пензе
  • Бесплатный конвертер GPX, KML, WPT, PLT - GPSBabel
  • Shimano классификация
  • Зеркало на шлем
  • Геометрия рамы велосипеда
  • Где купить велосипед и запчасти в Пензе
  • Размер рамы велосипеда, как подобрать
  • Каталог Shimano 2012
  • Из kml в gpx
  • Материалы сайта
  • Сушеное мясо Билтонг
  •  
     
    Главная » Статьи » Статьи, заметки » Статьи и заметки

    Геометрия рамы велосипеда

    Геометрия рамы велосипеда

    Геометрия рамы - пожалуй самый важный параметр, на который необходимо обращать внимание при покупке. Это не только самая дорогая деталь, но и основа ваших будущих успехов. Проектировщики MTB рам вкладываю в нее не только дизайнерские решения, но и сложные математические расчеты, отвечающие как за прочность, так и за специфические пользовательские характеристики продукта. Байкера в свою очередь не интересуют тригонометрические издержки, но знать какая длина и какой угол за что отвечает он должен.

    Разбираясь с размером рамы, пришлось изучить и этот вопрос. Опираясь на модели серьезных производителей (Author, Merida, Cube, Vitus), собственный опыт катания на Author и GT, опишу основные моменты, на которые необходимо обратить внимание.

    Итак, геометрия рамы отвечает за основные характеристики при эксплуатации вашего железного друга:
    1. безопасность,
    2. накат,
    3. устойчивость,
    4. маневренность,
    5. равномерность распределения веса,
    6. прочность.
    Безопасность - пожалуй самый важный параметр. Тесно связан с размером. Особенно важен при использовании в экстремальных условиях - катание по пересеченной местности, где падение чревато травмами, начиная от безбашенного Down Hill, заканчивая туристическими походами по горной местности. Даже для тех кто ездит по асфальту не исключены ситуации, где велосипед не должен подвести.

    Накат, динамика - связан с энергозатратами, затрачиваемыми на прохождение дистанции. Нужно понимать, что велосипед держится в вертикальном положении не каким-то чудесным образом, а мускульными усилиями ваших нижних и верхних конечностей, а именно возвращающим моментом при рулении во время поступательного движения. Какие показатели за это отвечают, попробуем разобраться дальше. Очень важен для марафонского стиля катания.

    Устойчивость - показатель, отвечающий за способность держать траекторию при воздействии сторонних факторов: плохое покрытие, ветер, банально потеря внимания велосипедиста. Например езда без рук. Чем лучше устойчивость, тем легче ехать. Важно для прохождение технически несложных протяженных участков.

    Маневренность - способность велосипеда проходить сложные маршруты при за минимальное время и затраты. Простыми словами возможность проходить повороты по виражу с минимальным радиусом. Важно для байкеров, предпочитающих технически сложные дисциплины, любителям повилять между деревьями в лесу.

    Равномерность распределения веса - характеристика, показывающая пропорциональность распределения веса между передним и задним колесом при передвижении под разными углами. Важна для грамотного подбора ободов, протектора покрышек; туристам, любящим повесить на себя или багажник тяжелый рюкзак.

    Прочность - способность выдерживать нагрузки.

    Все вышеперечисленные параметры связаны друг с другом и, повышая один, мы воздействуем на другой. Подобрать правильное сочетание, необходимое вам - это искусство производителя. Вам же нужно среди огромного разнообразия выбрать именно то, что удовлетворит ваши потребности.

    Теперь немного теории, про тангенсы и синусы я писать не буду. Ниже на изображении можно увидеть то, что должен предоставить вам каждый производитель, в разделе геометрия рамы в каталоге или на сайте. Если этой информации вам найти не удается, стоит задуматься: "А не зря ли я выбираю именно этот Бренд?".

    Геометрия рамы

    На нем предоставлены углы и длины, требующие вашего внимания. Кто-то выкладывает все, кто-то только необходимые части. Рассмотрим каждый параметр и его вклад в общую картину.

    S/T c-t - расстояние между центром каретки и эксцентриком подседельного штыря. Я специально начал с него, потому что производитель закладывает в это значение размер рамы. Прежде чем подбирать геометрию, определитесь с размером рамы. Здесь, я думаю, все понятно, смотрите длину ноги. Бывают случаи, когда несмотря на размер это расстояние занижают, например, для дамских рам или trail модификаций. Это снижает вероятность удариться об верхнюю трубу, повышается безопасность, с тем же повышается жесткость кареточного узла (при нажатии на педаль происходит меньшая деформация рамы), но увеличивается длина подседельного штыря, что часто приводит к его поломке.

    W/B - длина между осями переднего и заднего колеса. По-другому база велосипеда или колесная база. Один из основных показателей. Напрямую влияет на Маневренность и Устойчивость. Важно понимать чем больше это расстояние, тем больше требуется закладывать радиус при повороте (маневренность понижается), по той же причине повышается устойчивость.

    S/T ang. - угол между подседельным штырем и горизонталью. Чем больше этот угол тем более вертикальное положение принимает штырь. Для комфортного педалирования в сидячем положении, этот угол рассчитывается в зависимости от длины ноги (размера рамы). Обычно равен 73 градусам. Тем не менее некоторые фирмы начинают играть этим показателем для более правильного распределения веса под стиль катания. Уменьшая этот угол, увеличиваем нагрузку на заднее колесо, посадка становится более вытянутой, сцепление ведущего заднего колеса улучшается, но педалирование становится более неудобным. Так же при уменьшении угла при подъеме в гору в сидячем положении из-за снижении нагрузки на переднее колесо может случиться переворот. Что самое важное, вся эта математика сводится к нулю, когда велосипедист педалирует стоя.

    T/T h - горизонтальное расстояние от центра стакана до центра подседельного штыря. Более короткая верхняя труба делает посадку более вертикальной, что улучшает комфорт. Так же уменьшается база велосипеда, распределение нагрузки увеличивается в сторону переднего колеса. Но есть важные минус - педалировать в стоя при более короткой трубе становится хуже, а зачастую невозможным (колени будут задевать руль). Особенно, если это расстояние увеличено за счет S/T ang. (угла подседельного штыря). Так же при езде стоя в гору из-за уменьшения этой длины понижается нагрузка на заднее колесо, ухудшается динамика. Рулить при нагруженном переднем колесе становится проблематичнее. Именно поэтому, на спортивных байках всегда это расстояние стараются увеличить ( причем не за счет угла штыря), ведь у них залог победы - это быстрый подъем в гору, и большинство времени они крутят стоя.

    T/T a - длина верхней трубы рамы. Чем больше он отличается от T/T h, тем более она перпендикулярна к подседельному штырю, тем ниже она опущена. Большинство производителей не указывают этот параметр или заменяют его на угол наклона верхней трубы.

    H/T - высота стакана для вилки. Как бы странно это не звучало, но это очень важный параметр при выборе насколько рама выбранной ростовки подходит для вас, особенно, выбирая маленькие размеры. Объясню почему. Длина вилки для всех размеров велосипедов одинакова, и для увеличения безопасности жизненно важных органов велосипедиста требуется сделать раму как можно ниже и получается, что это можно достигнуть только за счет уменьшения S/T c-t (что и происходит при уменьшении размера) и высоты стакана. Поэтому обязательно, проверяйте, если покупаете раму 16 дюймового размера, чтобы высота стакана была максимально уменьшенной. Иначе, понижаете безопасность. Есть интересная особенность - на топовых велосипедах ставят укороченные вилки, чтобы можно было достигнуть оптимальную высоту стакана.

    H/T ang. - угол между вилкой и горизонтом. Чем более большой угол, тем вертикальнее располагается вилка. На что влияет этот параметр в геометрии? Я могу смело сказать: "На всё". Перечисляю:
    1. Устойчивость. Уменьшая угол (делая более пологим), мы увеличиваем базу. При вращении руля, увеличивается, возвращающий в вертикальное состояние велосипед, момент. Повороты становятся более предсказуемыми: уменьшается вероятность заноса переднего колеса.
    2. Маневренность. Обратная ситуация - увеличивая угол, мы уменьшаем базу. Повороты совершаются с меньшими усилиями, стиль езды становится более агрессивным.
    3. Накат, динамика - увеличивая угол, мы достигаем двух вещей: уменьшаем тормозящий момент при кручении руля (а оно происходит постоянно, даже если мы едем прямо); амортизационная вилка меньше работает при вертикальном положении (она не так усиленно обрабатывает неровности)
    4. Безопасность - чем меньше угол (острее к горизонту): тем лучше велосипед держит дорогу; тем ниже опускается стакан и ниже становится рама; тем меньше шанс улететь через руль и вилка лучше прорабатывает большие ухабы.
    5. Равномерность распределения веса - чем больше угол, тем больше нагрузки достается переднему колесу.
    6. Прочность рамы - чем больше угол тем больше нагрузки идет на раму и меньше на вилку и наоборот.
    Для простого примера рассмотрим два простых примеров геометрий:
    Шоссейный велосипед нужна максимальная накатистость и КПД. Угол вилки составляет 73 - 74 градуса.
    Даун хилл нужна максимальная устойчивость, четкость виражей, безопасность, но крутить педали практически не надо. Этот угол уже составляет 62-64 градуса.
    Найти золотую средину будет важной задачей для вас при покупке.

    F/L -длина амортизационной вилки. Тут все понятно. Она обычно одинакова для среднего класса вилок.

    B/B - зазор между центром каретки и горизонталью, проведенной от одной оси втулки к другой. Отвечает за так называемый клиренс. Тут как для дорогих авто, чем он ниже, тем ниже центр масс и легче ехать, но в свою очередь снижается безопасность - можно цепануться педалью на вираже или кочке.

    C/S - длина пера. Показатель напрямую отвечающий за распределение веса. Чем перо короче, тем лучше сцепление заднего колеса и динамика. В свою очередь короткие перья делают проблематичным перевозку грузов на заднем багажнике из-за слишком большого шанса перевернуться при подъеме в гору. Так же увеличение динамики происходит независимо от того стоя педалирует велосипедист или сидя.

    F/R - зазор между осью вращения вилки и крепление колеса. Скажу без объяснений. Это расстояние отвечает за возврат колеса в первоначальное положение за счет энергии поступательного движения. Чем оно больше, тем легче будет ехать без рук. На счет него можно не беспокоиться, оно фиксировано практически для всех вилок.

    В итоге хочется посоветовать обращать особое внимание на подбор рамы, так как она должна подчеркивать предпочитаемый вами стиль езды и отвечать вашим запросам. Катаетесь ли вы в парке, проходите очередной маршрут в горах или профессионально проходите XC трассы, геометрия рамы - это та основа, которая даст вам необходимое преимущество для достижения результата.

    Хочется сказать спасибо, если вы прочитали этот труд до конца, надеюсь он поможет. Оставляйте комментарии, статью планирую дополнять в будущем новыми фактами.

    Категория: Статьи и заметки | Добавил: ZB (17.06.2012)
    Просмотров: 11456 | Комментарии: 1 | Теги: велосипед, геометрия, угол, рама, расстояние, длина, размер | Рейтинг: 4.8/25
    Всего комментариев: 1
    1 Лев   (20.08.2013 04:27)
    Огромное спасибо за статью. Мне 52 года, активно катаюсь на велосипеде: просто покатушки, выездки в лес на пересеченку, на грунтовку, "походы" и т.д. (но не экстрим). Всегда интересовала геометрия рамы, до всего доходил интуитивно, долго выбирал велосипед (это не так, то другое не то). Выбор велосипеда сделал по непонятным, с первого раза, логическим выводам и не жалею: велосипед устраивает и отрабатывает на все 100%, я на нем при нагрузках, с увесистым рюкзаком, как ни парадоксально звучит, отдыхаю, тело радуется. Ваша статья просто утвердила все мои умозаключения. Все кратко, просто и понятно. Еще раз, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
     
     
    Форма входа

    Интересно


     
    Рейтинг: cайты о велосипедах Copyright ZB&Lvns © 2015
    Используются технологии uCoz